Кадырбеков Кайсан Рахметович - Искусство Восточного Казахстана

т. +7 777 765 78 40, +7 747 252 24 19
E-mail: art@fine-art.kz
Искусство
Восточно-Казахстанской Области
Искусство
Восточно-Казахстанской Области
Искусство
Восточно-Казахстанской Области
Перейти к контенту

Главное меню:

Кадырбеков Кайсан Рахметович

Изобразительное Искусство
Живопись, графика
«Мои картины – это мое настроение, мои мысли и фантазии»

«Талант – это поручение, которое должно исполнить любой ценой,
и собственная жизнь для этого только средство».
Евгений Баратынский
С первых слов беседы с усть-каменогорским художником Кайсаном Рахметовичем
Кадырбековым мне стало ясно, что все его помыслы связаны с этим поручением, что оно у него в
крови.
Талант к рисованию проявился у него с раннего детства, после того как в аул Тююк
Тарбагатайского района Восточно-казахстанской области в 1956 году впервые приехал фотограф.
Четырехлетний мальчик так впечатлился семейной фотографией, что сразу нарисовал портрет
мамы. Затем отца, друзей. И прослыл в ауле художником.
Но все же решающей оказалась встреча с первым в своей жизни профессиональным
художником, выпускником Саратовского художественного училища Иваном Петровичем
Спириным. Именно по его совету 14-летний Кайсан поступает в Алма-Атинское художественное
училище им. Гоголя, где получает специальность художника-оформителя.
После окончания училища и службы в армии приехал в Усть-Каменогорск и работал по
своей специальности на «Востокмашзаводе», затем, почти четверть века, - на крупнейшем
промышленном предприятии «Казцинк». Сейчас К. Кадырбеков работает художником-
постановщиком и главным художником казахской труппы в областном драматическом театре им.
Жамбыла.

Настоящим подарком судьбы стала для него встреча в молодые годы с необыкновенной
женщиной – Любовью Николаевной Сокальской, которая училась живописи в Петербурге, в
мастерских великих русских художников М. Врубеля и И. Репина. Она лично была знакома со
многими художниками, творившими на рубеже 19-20 веков. После Октябрьской революции,
Сокальская, как дворянка, была сослана в Восточный Казахстан.
Дружба молодого Кайсана с этой удивительной пожилой женщиной помогла ему понять,
что художник обязан выразить себя как можно более полно, и тогда он никогда не умрет. Если он
искренний и человечный созидатель, он всегда найдет отклик в последующих поколениях.
И теперь уже сам К. Кадырбеков, как профессиональный художник, говорит: «Мои рисунки
и мои картины – это часть и меня самого. Их совокупность – это Кайсан Кадырбеков.
Произведение представляет его автора, выражает, увековечивает. Я могу сказать также, что мои
картины – это мое настроение, мои мысли и фантазии».
В начальный период творчества художника больше всего привлекали жанры пейзажа и
портрета. Довольно было свежевспаханного клочка земли, обычного дерева, камня, любого,
казалось бы, ординарного явления или предмета и, тем более, интересного человека, чтобы в нем
вспыхнуло творческое озарение. Он без устали изучает натуру, никогда не сможет овладеть тем
языком, на котором он должен говорить, никогда не услышит музыки цвета и не станет
музыкантом.

Он смело работает с цветом, используя возможности национального колорита. По
собственному опыту знаю, что мы невольно забываем об огромном воздействии цвета. Ведь
можно акцентировать необходимые доминанты, можно объединить разнохарактерное, можно,
наконец, просто красивым сочетанием цветов создать эмоциональное напряжение. Художнику
все подвластно.
Свои серьезные произведения К. Кадырбеков начал выставлять с 1993 года. Тогда же он
обращается к теме истории и культуры казахского народа. Это отразилось в произведениях
«Последний казахский хан Кенесары Камымов. Последний поход». В поисках истины, «Тайное
свидание», которые отличаются тематическим разнообразием, высоким профессиональным
уровнем, яркими национальными чертами. Видно, что художник, прекрасно зная историю,
занимаясь этнографией, насыщает свое искусство художественной эмоциональностью и
убедительной исторической конкретностью. Его образы человечны и величественны,
одновременно с этим он создает образ свободы, воплощает силу и мощь народных масс. Мастер,

сохраняя национальный характер и настроение, проявил при этом свою творческую
индивидуальность. Ведущими цветовыми сочетаниями у художника, также как в казахском
прикладном искусстве, являются темно-коричневый или черный рисунок орнамента на
интенсивно красном или холодно-синем и сером фоне.
Особенности творчества мастера, такие как мечтательность, стремление раскрыть образ
человека не только через действия, а через состояние, равно объемлющее героев и окружающие
их природу и обстановку, отразилось в работе «Песнь казачья».
Триптих «Молодость. Зрелость. Старость» имеет несомненный смысл добра, который
художник вложил в него посредством кисти и философского видения мира. В нем увлечение
мастера эмоционально-красочной стороной образа, декоративностью. Он заключает в себе
мотивы и приемы, почерпнутые в народном творчестве. Кроме того, художник предложил иной
уровень диалога со зрителем. Эпической предпосылкой такого диалога стали серьезность взгляда
художника на всю жизнь, зрелость его гражданской позиции, высокая мера требовательности к
своему творчеству, страстная заинтересованность в ответной душевной реакции. Глядя на этот
триптих, вспоминаешь восточную мудрость: «единственное время, в которое нужно жить – сейчас,
единственное место, в котором нужно жить – здесь»,
С самого начала мне было ясно, что не будь К. Кадырбеков открыт и добр душой, вряд ли бы
ему удалось так глубоко и ярко отразить в художественных произведениях – «Мое детство»,
«Портрет отца» - наш время. Время, которое столь быстротечно. Время, которое проходит через
сердце и душу художника.

При всем своем жизнелюбии К. Кадырбеков, как чуткий художник, не мог не ощутить
драматизм событий конца 20 века. В его творчестве появились грустные, трагичные ноты; это
чувствуется в работе с глубоким философским подтекстом – «Раздумье». Он размышляет не
только о судьбе отдельного человека, но судьбах народов и мироздания. Этим, по-видимому,
объясняется его интерес к истории, обращение к темам человека и сил природы.
В 1998 году ректор Средне-Азиатского Университета предложил ему большое помещение
для мастерской. Об этом К. Кадырбеков говорит с большой благодарностью и добавляет: «Для
настоящего художника день, проведенный вне мастерской, понапрасну потраченное время. Когда
бремя забот и обязанностей надолго отрывает от мастерской, приходит злость и раздражение.
Работать художнику необходимо каждый день, но не всегда получается. Большое спасибо и моей
жене, которая поддерживает меня во всем, дает полную свободу и в то же время довольно
критически относится к моим работам, помогает советом».
В 2002 году в ВК Музее Искусств с большим успехом прошла персональная выставка К.
Кадырбекова. На ней невозможен был стиль беглого осмотра. Здесь возникала атмосфера
душевного разговора с художником, умным, прозорливым и абсолютно искренним в попытке
глубоко и непредвзято разобраться в сложных процессах действительности и человеческой
психологии. Его картины жизнеспособны и оригинальны. Мажор, грусть, печаль и драматизм
сюжета художник передает с таким мастерством, что объяснять уже ничего не надо. Живопись –
его стихия, праздник души, фейерверк цвета и эмоций, выплеснутых щедрой кистью на
поверхность холстов.

Как человек, Кайсан Рахмеович Кадырбеков – идеалист, любознательный и
доброжелательный романтик. Внутренняя собранность, безошибочно угадываемая в его
элегантном внешнем виде, свидетельствует о постоянной заполненности его души замыслами и
планами, непрекращающейся интеллектуальной работе. Его ум всегда свеж, молод, полон жизни
и страсти.

Яна Леонидовна Шматова

Комментариев нет
Назад к содержимому | Назад к главному меню