Аштема Николай Павлович - Искусство Восточного Казахстана

т. +7 777 765 78 40, +7 747 252 24 19
E-mail: art@fine-art.kz
Искусство
Восточно-Казахстанской Области
Искусство
Восточно-Казахстанской Области
Искусство
Восточно-Казахстанской Области
Перейти к контенту

Главное меню:

Аштема Николай Павлович

Изобразительное Искусство
Живопись, графика
Член Союза Художников СССР и Казахстана  АштемА Николай Павлович родился 5 декабря 1942 года в красивейшем селе Червонная Долина, Кировоградской обл., Украинской ССР, в семье колхозников. Поэтому поступил учиться в Бехтерский мелиоративный техникум, хотя, как у большинства художников, любовь к рисованию проявилась еще с 5-летнего возраста. До сих пор он помнит, как в тяжелое послевоенное время крестный отец подарил ему тетрадку и цветные карандаши. Армейские годы он провел на Кубе, где успел написать около 20-ти пейзажей и несколько портретов.
Несколько профессий пришлось сменить Николаю Павловичу – маляр, инспектор Госстраха. Работая начальником планового отдела в строительной организации, получил высшее экономическое образование. Только в 1975 г. у него появилась возможность поступить в Алма-атинское художественное училище им. Гоголя. К счастью, он попал к таким преподавателям, как П.Л. Дубров, В.П. Поляков, А.А. Аканаев, считавших своим долгом, не только давать необходимые знания ученикам, но и разжигать в них горячую любовь к искусству.
В 1979 г. с отличием заканчивает училище и по распределению, вместе с семьей, приезжает в Усть-Каменогорск. Работает в художественно-производственных мастерских Художественного фонда Казахской ССР. Большая жизненная энергия и готовность поделиться своими профессиональными знаниями привели его в 1980 г. к руководству изостудией художников-любителей. Больше 30-ти лет Николай Павлович занимается этой, казалось бы, не основной своей деятельностью. Но заложенная природой жажда жизни, общительность, готовность в любой момент прийти на помощь, строгое, но справедливое отношение к творчеству начинающих художников, заставляют его учеников считать изостудию своим вторым домом. Кроме этого, с 1982 г. Н. Аштема активно занимается выставочной деятельностью , участвует в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. В 1987 г. становится членом Союза Художников СССР. Несмотря на свою занятость, он всегда уделял много внимания воспитанию троих детей.

С 1999 г. Н. Аштема преподает рисунок и живопись в ВГИ. Особенно отрадно, что успехи талантливого и неординарного художника и человека были отмечены премией акима Восточно-казахстанской области в номинации «Изобразительное искусство».
Каждый раз разнообразное и многостороннее творчество тонкого психолога и проницательного наблюдателя пробуждает в нас чувство глубокого беспокойства, подобного состоянию внезапной влюбленности.

Эмоциональное воздействие его пейзажей таково, что они запоминаются надолго и узнаются всегда. Художником невозможно стать без умения надолго оставаться наедине с природой, без сосредоточенности и наблюдательности за ее внутренней жизнью, этому Николай Павлович научился еще в детстве. Гармоничное слияние с миром природы роднит его живопись с музыкой. Пейзажи «Озеро Маркаколь», «Утро на Бухтарме», «Предгорье Тарбагатая», «Гора Бухтарма», наполненные вибрирующим светом, звучат как часть вечного потока времени.

В своей богатой пастельной палитре он находит самые верные, самые пленительные красочные аккорды, добиваясь поразительной силы художественного воздействия пейзажа «Над Иртышом».
Мастер известен и как увлеченный и виртуозный акварелист. За многие годы работы в этой технике художник достиг яркой поэтической манеры изображения мира, воздушности и легкости письма, словно в одно касание кисти, в одно дыхание изумления и радости от краткого мгновения жизни: «Восхождение луны вблизи Аир-Тау», «Белуха. Утро». Только так артистично и свободно владея акварелью, можно передать собственный трепет от картин природы случайному зрителю в акварелях «Березовая роща», «Березка», «Горная Ульбинка».
Именно поэтому понятна общая линия его творчества, идущая из глубины отечественной пейзажной живописи, и очевидна индивидуальность, неумолимые и одновременно настойчивые попытки приблизить самое обычное, скромное, незаметное к душевному миру современного человека, и остановить его внимание проникновенной интонацией, бережным, изящным движением цветового строя.

С годами жизнь человека заполняется разнообразными воспоминаниями, окрашенными богатой гаммой чувств и переживаний, возникших из пробужденного сознания и опыта прожитых лет. Так возникли: «Вечность», «Отчаяние», «Богоматерь», «Клятва на Коране», «Память».

В спонтанном порыве творчества художник создает новую реальность, некое анормальное, напряженно живущее пространство «Сие уже было», «Протест», «Мой белый город». Чувствуется, что энергичный момент создания художественного образа, реализующего внутреннее видение автора, вся эта работа с живописной поверхностью с ритмами и пластическими массами всецело захватывают автора. Увлеченность самим процессом творчества передается и зрителю.
Эстетом, мистиком, лириком предстает перед нами художник в сюжетно-тематических композициях: «Поединок Кабанбая с джунгарским нойоном», «Вечность», «Нашествие», в которых и боль, и страх, и надежда сливаются в едином вихре красок, кадров, линий. Этот вихрь заставляет отвлечься от своего личного, оторваться от бытового цейтнота, обратиться к общечеловеческому.

Образному экспрессией и высокой исполнительской культурой отмечены графические листы: «Джунгары», «Война», «Расстрел». Контрасты света и тени, выразительность темных силуэтов, внушительность движущейся массы людей сообщают картинам особую впечатляющую силу.
Глядя на серию работ: «Томирис – царица массагетов», «Аттила – сын Великой степи», «Чингиз-хан – потрясатель Вселенной», «Брачная ночь с Ильдико», «Смерть Аттилы», «Рустам и его конь Жель», непроизвольно возникает вопрос: «Где берет начало великое творение искусства?». Не в этом ли мучительном раздумье, творческом поиске, не в том ли мучительном труде и мгновенном озарении, следы которого остались на полотнах художника?
Кроме глубокого содержания хочется отметить высокий профессионализм работ – стремительные учащенные ритмы, убедительная точность импровизационной манеры, содержательность нервных следов кисти или карандаша.
Сам Николай Павлович так говорит о своей творческой позиции: «Для меня стало со временем очевидным, что в искусстве чувство руководит разумом, и диалектический этот процесс очень напряженный и напряжен до болезненности». Мастера не устраивает взгляд на картину как некое сугубо интимное самовыражение, как единственный и уникальный случай самораскрытия в иллюзорной плоскости холста. Напротив, система его не замкнута, а подчинена определенной временной структуре, в которой и художник, и зритель должен обобщать, отстраняясь от минутного, от изображенной ситуации. Обобщать цвет, свет, линию и пятно.

Художникам труднее всего даются картины со сложными композициями, и последняя серия работ еще раз убедительно доказала, что Николай Аштема – мастер высокого класса, по праву считающийся одним из лучших художников Восточного Казахстана.
Искусство этого самобытного художника, обладающего сильной и мощной кистью,  еще раз доказало, что тема истории и красоты родной земли нова и неисчерпаема, а также является открытием нового, живописного мышления, духовно-нравственной философии. Традиционные персональные юбилейные выставки подводят итог определенного периода творческой деятельности, покоряют мятежным темпераментом художника, разнообразием тематики жанров.
Для нас Николай Павлович является носителем изначальной жизненной мощи, свободы, обновляющего начала, связанного с культом жизни, начинающейся заново.

Автор Агейкина Я. Л.

Комментариев нет
Назад к содержимому | Назад к главному меню