Об изобразительном искусстве Востчного Казахстана - Искусство Восточного Казахстана

т. +7 777 765 78 40, +7 747 252 24 19
E-mail: art@fine-art.kz
Искусство
Восточно-Казахстанской Области
Искусство
Восточно-Казахстанской Области
Искусство
Восточно-Казахстанской Области
Перейти к контенту

Главное меню:

Об изобразительном искусстве Востчного Казахстана

Агейкина Яна Леонидовна
Февраль 2001 г. ЖУРНАЛ «ЕРТЫС». «ИРТЫШ».

Зная об опыте предшественников и коллег,
Благодарная память – основа овладения профессией
И одновременно импульс для поиска собственных решений.

Советский период времени 40-х начала 60-х годов в Восточном Казахстане ознаменован налаживанием строительства крупных объектов – в 1942 году возводится цинковый электролитный завод, преобразованный впоследствии в Свинцово-цинковый комбинат, в 1949 году вступил в строй Ульбинский металлургический завод, в 1952 запущена Усть-Каменогорская ГЭС. Психологическим камертоном времени стала ясная, мужественная, даже несколько жесткая оценка всех явлений жизни. Эта особая, суровая правда жизни утверждалась в литературе и искусстве. В 1962 году в Усть-Каменогорске были организованы художественно-производственные мастерские от Художественного фонда СССР, располагались они в полуразвалившемся бараке на Бабкиной мельнице.
Первым из художников Восточного Казахстана, вступил в Союз Художников СССР 1967 году Виктор Терентьевич Титов (1930-1985гг.) – замечательный график, специализировавшийся на теме промышленного преобразования края.

Для него, было свойственно обращение к индустриальному пейзажу, возникшему в результате деятельности человека и строгое, точное его изображение. Творчество В. Титова доносит основные тенденции Советского искусства – «суровый стиль2 50-х и гражданский романтизм 70-х годов. Тему урбанизации, сериями картин из жизни своих современников автор лаконичным, графическим языком сумел выразить и показать то, что составляло сущность и характер эпохи.

В 1972 году в художественно-графические мастерские пришел художник-«шестидесятник», живописец, монументалист Леонид Евтихиевич Агейкин (1935-1982гг). здесь несколько лет он возглавлял творческую секцию и художественный совет. Рудный Алтай ворвался в жизнь выпускника Харьковского художественно-промышленного института сразу, бурно, стихийно. Великолепная природа оказалась созвучной его возвышенно-романтической душе, яркому темпераменту: суровая, взрывная красота горного Катон-Карагая, завораживающая ритмика степей, весеннее половодье Иртыша и Ульбы… Восторженные письма писал он родителям на Украину: «После Алтая и Молдавия, и Черное море не годятся для меня».
Леонид Агейкин – знаковая фигура своего времени. Он является основоположником восточно-казастанской живописной школы. Многие ученики вышли в большую творческую жизнь и бережно хранят память об учителе.
В 1974 году он становится членом Союза художников СССР, вместе со скульптором Валерием Соломоновичем Рапопортом, автором нескольких памятников в г. Усть-Каменогорске и области. Один из них – памятник-фонтан, посвящен основателю города Ивану Лихареву.

Большинство работ Л. Агейкина о мощной природе Рудного Алтая, людях, исторической панораме революционно-социальных событий. Со дня приезда в Усть-Каменогорск его влекла малоисследованная, сложная, во многом противоречивая история гражданской войны на Рудном Алтае, где соединились столь различные и настороженно-подозрительные отношения и к пришельцам, и между социальными группами. В горных долинах – деревни старообрядцев-кержаков, по берегам Иртыша и Бухтармы – станицы сибирских казаков, «верных слуг престола и отечества». В степи – казахские аулы. И включившийся в эти слои поток переселенцев, бежавших от недородов, от притеснений власть имущих из Таврии, Поволжья, Российского Нечерноземья. Здесь же бергайеры – горняки, пролетарии, добытчики несметных алтайских богатств, молчаливые, угрюмые и до поры покорные судьбе «рабочие люди».
Монументальные росписи на фасадах и в интерьерах учреждений и предприятий г. Усть-Каменогорска подчеркивают величественность облика изображаемых фигур.

Его пейзажи отмечены романтически обостренным восприятием природы, переживанием ее состояний, глубоким колористическим видением. Агейкинский пейзаж является переосмыслением пейзажа реального, именно символическим воплощением как образа. В этом – притягательная сила творческого метода Агейкина.
Для художника советского периода тема Ленина – труднейший экзамен на зрелость, на его гражданскую определимость. Несколько работ Л. Агейкина на эту ответственную тему говорят о том, что он вплотную подходил к «своему Ленину». По законам цикличности он обязательно вернулся бы к этой работе, но смерть не дала ему в полной мере раскрыть живущий в нем образ вождя.
Этот живописец, безусловно, принадлежит к плеяде выдающихся художников середины 20 столетия, не являясь лишь тем раритетом, который вызывал бы интерес у одних историков и коллекционеров. Более того, на наш взгляд, интерес к его творчеству в дальнейшем будет возрастать, а само творчество будет раскрываться для нас с новых, неожиданных сторон…
Большую роль в творческом восприятии подрастающего поколения в 50-70-е годы сыграл талантливый педагог Ефим Наумович Годовский, более двадцати лет руководивший изокружком Дома пионеров г. Усть-Каменогорска. Его доверительное общение с детьми, творческая жизнь в студии и работа на пленере влияли на сознание учеников, помогая постичь извечные тайны прекрасного.

Новый импульс творческая деятельность художников края получает с началом строительства в 1975 году Дома художника в Усть-Каменогорске на государственные и личные средства художников. Из Усть-Каменогорска в Москву в Художественный фонд СССР был командирован архитектор художественно-производственной мастерской Владимир Кругликов, который непосредственно занимался проектированием нового помещения мастерской и утверждением проекта во всех инстанциях. Основные средства были выделены Художественным Фондом СССР (г. Москва) и Художественным Фондом КазССР (г. Алма-Ата). Дополнительные средства перечислялись с заработной платы художников и прибыли ХПМ. Дом Художника был торжественно открыт 25 августа 1979 года по улице Космической г. Усть-Каменогорска.
Художники Восточного Казахстана стали активно выступать в члены Союза художников СССР, поэтому настала необходимость создать его филиал становится Виктор Титов. Таким образом, 1977 год является годом образования филиала Союза художников СССР в Восточно-Казахстанской области. Далее в ряды СХ СССР вливаются Анатолий Григорьевич Куклин, Эдуард Васильевич Чубук (1981), Петр Борисович Шишов (1984), Владимир Истомин (1986), Николай Павлович Аштема, Виктор Лукьянов (1987), Николай Иванович Джуган (1991) и др. Художники решали разные проблемы, «играли» в разные игры, «бежали» на разные дистанции. Каждый из них шел в искусстве своим путем, поэтому обсуждение выставок проходило весьма остро. Отмечая, несомненно, высокий профессиональный уровень участников, их товарищи по цеху подвергали экспонированные работы строгому разбору и критике. Такого рода встречи и беседы –отличная школа мастерства для каждого серьезного художника. Формирование художника – процесс длительный, и происходит он на выставках. Когда художник оказывается в вакууме, когда ему негде показать свою работу, его творческая борьба становится бессмысленной.
Большое значение для сохранения культурного пространства области имели такие мобильные художественные мероприятия, как зональные, республиканские, всесоюзные и международные выставки, конкурсы, пленумы, фестивали, Дни культуры, мастер-классы. Одним словом – все то, что сближает культурную жизнь разных регионов: центра и провинции, городов и сел. Подобные мероприятия работают на сохранение культурного пространства страны в целом и дают возможность творческой провинции осознать себя частью современного подвижного и меняющегося общетворческого процесса, а столичной публике – получить более широкое представление о жизни изобразительного искусства на периферии. Это были счастливые годы, наполненные радостью творческого общения.

В начале 90-хгодов бывшие республики оказались в совершенно новой ситуации в геополитическом и, естественно, геокультурном контексте, став самостоятельными государствами. Не сразу и не везде это пошло на пользу бывшим республикам. Ситуация в Восточно-Казахстанском регионе сложилась наиболее катастрофично: всем республиканским филиалам удалось сохранить и приватизировать мастерские, кроме г. Усть-Каменогорска. В 1993 году мастерские Дома художника были проданы и теперь в них находятся частные магазины. На данный момент художники, народные мастера, которыми богата Восточно-Казахстанская земля, испытывают огромные трудности из-за отсутствия единой творческой инфраструктуры, созидательного творческого общения, информационной системы, достаточной материально-технической базы и получения профессионального образования, методической помощи и правовой защиты. Художники как бы уткнулись в глухую стену безвременья, и на сегодняшний момент каждый из них может подчеркивать лишь автономность и самоценность собственного творчества, в атмосфере неструктурированности региональной культуры.
Конечно, в 21 веке, с его мощными информационными технологиями, телевидением, Интернетом, представляется возможность изучать изобразительное искусство, не выходя из дома: по репродукциям, дивиди-дискам, альбомам и интернет сайтам. Это помогает приобщиться к сокровищнице мирового искусства не только столичным, но и жителям удаленных регионов. Но не следует забывать, что никакая репродукция никогда не заменит живого общения с произведением искусства. Ведь даже очень хорошие воспроизведения живописи не в силах передать все богатство палитры картины. Мировая практика доказала, что исключительно мульти-медийное общение с шедеврами формирует широко «спешэл» информированных художников, весьма культурных, но лишенных чувственного опыта знакомства с классикой, непосредственного личного переживания того или иного произведения искусства, так сказать «физического» погружения в чувственную среду творчества. И это чревато преобладанием дилетантского искусства и развитием безынициативности у самих авторов.

Дом художника призывал в свои залы художников, давал место живописи, графике, скульптуре. Его история – это взлет, расцвет и метаморфоза одной идеи – нераздельность физического и духовного здоровья общества.
После продажи Дома художников, прекращения работы филиала Союза художников творческий мир Восточного Казахстана распредметился, развоплотился, стал маргинальным.
В настоящее время рождаются мысли: - «До чего же тихо вокруг. Все как во сне». К сожалению, исторический жанр, продуманная сюжетная линия, хоть какая-то философия, часто, отсутствуют в творчестве молодых авторов.
Счастливым исключением являются член Союза художников СССР и Казахстана Николай Павлович Аштема, Сергей Петрович Шупляк и Кайсан Рахметович Кадырбеков. Этим авторам интересно прошлое и небезразлично будущее. Исполняя и обогащая опыт предшественников, они вносят в него яркий оттенок своей индивидуальности, что и отличает художника от ремесленника. Пожалуй, одной из главных отличительных особенностей Н. Аштемы, С. Шупляка и К. Кадырбекова является уникальное сочетание приемов, свойственных живописцам классической русской школы, и смелой декоративности цвета, столь характерной для казахского национального орнамента. Эти талантливые авторы своими произведениями доказывают, что Художник – это национальность.

Сравнения с прошлой творческой жизнедеятельностью и с другими областями стабильно не в нашу пользу, но поскольку хочется, чтобы и в Восточном Казахстане было не хуже, сравнивать и анализировать необходимо. Воспользуемся актуализацией памяти… Изобразительному искусству Казахстана более 70-ти лет, и нет надобности доказывать, что оно в основном развивалось на традициях классической русской школы живописи, в которой с ХХ века рассматривался один из главных вопросов, актуальный и сейчас, может ли конъюнктурность сопутствовать таланту7 проблематика волнует не одно поколение художественных критиков. Наиболее ярким примером этой антитезы может служить салонная живопись. В России это направление представлено работами Айвазовского, Маковского, Семирадского и многих других художников, профессионализм которых безусловен и не нуждается в подтверждении. Кроме того мастера русского салона остро чувствовали конъюнктуру артрынка. Обладая огромной работоспособностью, они активно участвовали в выставочной жизни на родине и за рубежом. Эти качества в совокупности с талантом в немалой степени способствовали блестящей карьере и широкой популярности художников – востребованности салонного искусства и тех эстетических впечатлений, которое оно предполагало.
Неоценим вклад тех мастеров, кто исследовал художественные закономерности изображения на основе своего практического опыта. Вспомним восточно-казахстанских советских художников – Л. Агейкина, В. Истомина, А. Тимашенко, М. Джунусова, Г. Меркасимова, скульпторов В. Рапопорта, П. Шишова и многих других. Все они исходили из положения, что искусство – не акт подражания природе, а созидание, творчество. Это столкновение двух миров: природного и духовного, это инобытие жизни, когда возникает новый мир, построенный по определенным законам.
Безусловно, в каждом регионе есть свои отличительные черты, продиктованные экономическими, социальными факторами и духовными потребностями людей. Конечно, искусство советского периода живописи Восточного Казахстана формировалось под большим влиянием заказчиков. Но не стоит думать, что лучшие художники становились абсолютными идеологами. Они тесно соприкасались с этим стилем, однако содержание их искусства, было сложнее, глубже и своим образным строем вырывалось за границы узких эстетических норм.

Много имен замечательных мастеров советского изобразительного искусства являются гордостью отечественной культуры, произведения их стали неотъемлемой частью художественных ценностей нашей страны – это переросло в современные художественные способы и средства выражения молодых художников. Они не отличаются новыми технологиями, какими-либо проявлениями в виде акций, инстоляций, перфомансов и т.д. Несмотря на радикальный пересмотр роли и места искусства в жизни общества, современное художественное творчество – это практически то же самое создание только живописных полотен. А ведь в современном искусстве: нет запретов, нет табу. Кроме того, далеко не последнее чувство сегодняшнего посетителя выставки – ошеломление. Не обязательно ломать стекло руками и резать баранов на вернисаже, но складывается впечатление, что заниматься творчеством может каждый.
Уходят из жизни старые мастера, и мало появляется новых имен из традиционных и, тем более, авангардных очагов творчества.
История – дама справедливая. Кто-то сказал: «Согласием расцветают малые государства, несогласие разрушает великое». В последние годы в нашей стране придается особенно большое значение преобразованиям в духовной сфере жизни нашего общества. В сентябре 2008 года по моей инициативе и поддержке председателя Союза Художников Республики Казахстан Еркина Тлековича Мергнова был вновь создан Восточно-Казахстанский филиал Союза художников Республики Казахстан. В данный момент в городе Усть-Каменогорске и области творчески работают 20 членов СХ РК. Несмотря на различные сложности, культурная жизнь Восточного Казахстан, в данном случае творчества художников явно демонстрирует неисчерпаемость творческого потенциала, так что история изобразительного искусства нашего региона обретает вполне оптимистичный финал.

Автор Агейкина Я. Л.
Назад к содержимому | Назад к главному меню